Биологи определили диету ирбисов по ДНК в их экскрементах - РИА Новости, 01.03.2012

Биологи определили диету ирбисов по ДНК в их экскрементах

© Фото : Public DomainСнежный барс
Снежный барс

МОСКВА, 1 мар - РИА Новости. Международная группа биологов проанализировала обрывки ДНК в экскрементах снежных барсов, обитающих в горах южной Монголии, и выяснила, что диета этих хищных кошек в основном состоит из сибирских горных козлов, их одомашненных родственников и баранов-архаров, говорится в статье, опубликованной в журнале PLoS One.

Снежные барсы (Panthera uncia) или ирбисы, находятся под угрозой вымирания и занесены в Красную книгу России и Международного союза охраны природы. По оценкам экологов, на сегодняшний день в мире осталось не более 4,5-7 тысячи барсов. Эти крупные кошки обитают в труднодоступных местах, в связи с чем изучение их пищевых привычек и поведения в дикой природе крайне затруднено.

Группа биологов под руководством Пьера Таберле (Pierre Taberlet) из университета имени Жозефа Фурье в городе Гренобль (Франция) изучила "меню" этих неуловимых хищников, выделив из экскрементов ирбисов обрывки ДНК их жертв.

Для этого ученые отправились в многомесячную экспедицию в горы Тост-Нуру, расположенные на окраинах пустыни Гоби в южной части Монголии. Здесь они собрали около 200 образцов экскрементов кошачьих и других хищных млекопитающих, около половины из которых принадлежали снежным барсам.

Таберле и его коллеги выделили из них фрагменты ДНК, размножили их и попытались определить видовую принадлежность тех животных, которым они принадлежали. Небольшая часть образцов содержала только обрывки генома самих хищников, но при этом большинство из них содержала генетические "следы" обеда ирбисов.

Как отмечают ученые, около 70% экскрементов содержали обрывки ДНК сибирских горных козлов - предполагаемого основного "блюда" в меню барсов из южной Монголии. Кроме того, ирбисы охотились и на других копытных животных - домашних козлов (17%) и горных баранов - архаров (8,6%).

По словам биологов, барсы питаются одним животным в течение нескольких дней, так как в их экскрементах присутствовали обрывки ДНК только одного вида копытных.

Авторы статьи полагают, что для полноценного роста популяции барсов в Монголии следует параллельно увеличивать численность архаров на территориях обитания ирбисов. Как пишут исследователи, архары тоже находятся под угрозой вымирания из-за браконьерства, и увеличение численности снежных барсов может ухудшить ситуацию в популяциях горных баранов.