Ученые услышали сверчка-"тенора" из Юрского периода - РИА Новости, 07.02.2012

Ученые услышали сверчка-"тенора" из Юрского периода

МОСКВА, 7 фев - РИА Новости. Палеонтологи обнаружили окаменелые останки гигантского сверчка, обитавшего на территории современного Китая в эпоху динозавров (примерно 165 миллионов лет назад, в середине Юрского периода), и восстановили его стрекотание, говорится в статье, опубликованной в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Стрекочущее "пение" сверчка возникает в специальном аппарате в надкрыльях этого членистоногого. На одном из надкрыльев находится специальная звуковая перепонка, а во втором - "смычок". Во время стрекотания сверчок приподнимает надкрылья и трет их друг об друга, в результате чего и возникают характерные звуки. Ученые научились определять тип "голоса" и другие особенности пения сверчка по структуре этого органа.

Фернандо Монтеалегре (Fernando Montealegre) из Бристольского университета (Великобритания) и его коллеги проводили раскопки в окрестностях китайской деревни Даохугоу, которая находится в юго-восточной части Внутренней Монголии. В этой местности залегают породы так называемых Батонийского и Калловианского ярусов Юрского периода, чьи породы сформировались 167-161 миллион лет назад.

Здесь группа биологов и палеонтологов под руководством Монтеалегре обнаружила хорошо сохранившиеся надкрылья насекомого, длина которых достигала 7,2 сантиметра (размеры современных сверчков составляют 1-1,5 сантиметра). Брюшко, ножки и другие части тела не сохранились, однако их форма и структура позволяет отнести находку авторов статьи к числу ближайших родственников современных кузнечиков или сверчков. Ученые присвоили своей находке видовое название Archaboilus musicus.

Исследователи проанализировали структуру "органа пения" при помощи оптического микроскопа и сравнили ее с устройством надкрыльев 50 видов современных сверчков. Это позволило им восстановить высоту "голоса" сверчка - частоту звука и другие характеристики его песни.

По расчетам ученых, данное насекомое было "тенором" при жизни - пик его песнопения приходился на частоту 6,4 килогерц, а типичная длина его песни приближалась к 16 миллисекундам. Такая частота соответствует очень высокому звуку для человеческого уха и других млекопитающих. При этом, как отмечают ученые, большинство полевых сверчков ограничиваются "высотой" в 3,6-4 килогерц.

Песня Archaboilus musicus была довольно простой с музыкальной точки зрения - его крылья были специально приспособлены для поддержания звука одной частоты. Тем не менее, высокая частота делала ее хорошо различимой в условиях того времени как для самок данного вида, так и для потенциальных хищников.

"Наше открытие показало, что обмен звуковыми сигналами использовался насекомыми уже в середине Юрского периода, примерно 165 миллионов лет назад. Поющий сверчок Юрского периода помог нам хотя бы частично представить то, как звучал мир, давно исчезнувший с лица Земли", - заключают авторы статьи.