Брачные феромоны тараканов помогут спасти вымирающих дятлов - РИА Новости, 20.12.2011

Брачные феромоны тараканов помогут спасти вымирающих дятлов

© Eliyahu et alЛесные тараканы, попавшие в липкую ловушку благодаря искусственным феромонам самки
Искусственные брачные феромоны лесных тараканов можно использовать для улучшения положения вымирающих кокардовых дятлов - их можно использовать для оценки размеров популяции лесных тараканов или для привлечения насекомых на территорию обитания пернатых, заявляют американские биологи.

МОСКВА, 20 дек - РИА Новости. Искусственные брачные феромоны лесных тараканов можно использовать для улучшения положения вымирающих кокардовых дятлов - их можно использовать для оценки размеров популяции лесных тараканов или для привлечения насекомых на территорию обитания пернатых, заявляют американские биологи в статье, опубликованной в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Лесные тараканы Parcoblatta lata широко распространены в лесах юго-восточной части Северной Америки. Эти насекомые считаются основным источником пищи для американских кокардовых дятлов (Picoides borealis) - редкого вида, который находится под угрозой исчезновения из-за вырубки хвойных лесов в США и Канаде. Правительство Соединенных Штатов реализует несколько программ по созданию благоприятных условий для размножения и восстановления численности этих птиц.

Группа биологов под руководством Коби Шала (Coby Schal) из университета штата Северная Каролина в городе Роли (США) открыла новый путь к спасению дятлов, разработав искусственный аналог вещества, которым самки тараканов привлекают самцов во время брачного сезона.

Как отмечается в статье, самки лесных тараканов не умеют летать и ведут малоподвижный образ жизни, скрываясь в гниющем валежнике и в других малодоступных для хищников местах. В таких условиях единственным надежным методом привлечения "кавалеров" являются "дальнобойные" химические молекулы - брачные феромоны, чей сигнал будет понятен только самцам этого вида тараканов.

Шал и его коллеги поймали несколько половозрелых самок и поместили их феромонные железы в газовый хроматограф для разделения всех летучих веществ, которые тараканы используют для общения. Биологи выделили четыре вещества, которые всегда присутствовали в ароматических выделениях самок, и изучили свойства самой распространенной молекулы.

По расчетам биологов, брачный феромон тараканов достаточно прост и легок с химической точки зрения - его молекулярная масса составляет 194 атомных единиц массы (для сравнения, атомная масса молекулы кислорода достигает 32 а.е.м.). Это позволило определить примерную химическую формулу вещества, в котором содержится 12 атомов углерода, 18 атомов водорода и два атома кислорода.

Для уточнения пространственной структуры феромона ученые "просветили" емкость с веществом при помощи ядерного магнитного спектрографа - прибора, который считывает структуру молекулы путем "раскачки" атомов соединения в сильном магнитном поле. Согласно данным спектрографа, данное соединение представляет так называемый макроциклический лактон - сложный эфир, состоящий из кольцевой молекулы углеводорода и кислородного "хвоста".

Ученые синтезировали небольшую порцию искусственного аналога феромона и испытали его на препарированных антеннах лесных тараканов, в том числе, и насекомых из других видов - Parcoblatta virginica и Parcoblatta pennsylvanica. Оказалось, что вещество очень сильно действует на органы обоняния лесных тараканов, их виргинских сородичей, но почти не действует на пенсильванских насекомых.

Клеевые ловушки с запахом самок, размещенные в смешанном лесу, привлекли внимание большего числа самцов, чем другие виды капканов. Для сравнения биологи подготовили аналогичные ловушки с экстрактом феромонов из тела самок. "Улов" самцов оказался примерно одинаковым. Таким образом, искусственный феромон Шала и его коллег продемонстрировал эффективность, сравнимую с природным аналогом.

Биологи полагают, что это вещество можно использовать для оценки численности тараканов в тех местах, где обитают кокардовые дятлы. Такая оценка поможет экологам и чиновникам оценивать масштабы необходимой помощи дятлам - нуждаются ли они в дополнительной пище или нет, и привлекать тараканов-"колонистов" на территории, где их слишком мало для полноценной жизни птиц.