Ученые оценили последствия аварии Deepwater Horizon для морской фауны - РИА Новости, 27.03.2012

Ученые оценили последствия аварии Deepwater Horizon для морской фауны

МОСКВА, 27 мар - РИА Новости. Утечка нефти в воды Мексиканского залива в результате аварии на платформе Deepwater Horizon крайне негативно повлияла на здоровье глубинных видов кораллов и другой морской придонной живности в непосредственной близости от скважины, заявляют американские экологи в статье, опубликованной в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Группа экологов под руководством Хелен Уайт (Helen White) из Хаверфордского колледжа (США) и ее коллеги изучали последствия утечки нефти в воды Мексиканского залива в результате аварии на платформе Deepwater Horizon, наблюдая за состоянием морского дна при помощи погружаемых аппаратов.

Эта авария произошла 22 апреля 2010 года. В результате взрыва и последующего пожара был поврежден трубопровод, по которому нефть перетекала с морского дна на борт платформы Deepwater Horizon. Образовалась утечка, о ликвидации которой компания ВР заявила 4 августа 2010 года. За это время в воды залива вылилось около 5 миллионов баррелей сырой нефти.

Уайт и ее коллеги отправились в трехнедельную экспедицию для оценки ущерба глубоководным видам морской фауны в октябре и ноябре 2010 года, через четыре месяца после герметизации скважины. За три недели плавания ученые совершили 14 погружений на дно Мексиканского залива при помощи автономного спускаемого аппарата Jason II.

"Экосистемы на дне Мексиканского залива отделены от человеческой деятельности на поверхности водяной "стеной" высотой в 1,2 километра. Мы не ожидали, что глубоководные кораллы будут каким-либо образом задеты типичным разливом нефти. Тем не менее, гигантские масштабы катастрофы Deepwater Horizon и выброс нефти на большой глубине делают ее нечто другим, нежели утечка нефти из цистерн танкера", - пояснила Уайт.

В каждом случае исследователи наблюдали за здоровьем кораллов из рода Paramuricea и морских звезд Asteroschema, живущих на большой глубине и чувствительных к различным загрязнителям. В первых 13 погружениях биологи не зафиксировали существенных проблем в состоянии жителей придонья, однако во время последнего визита на дно залива, в 11 километрах к северо-востоку от скважины, их ожидал неприятный сюрприз.

"Как только управляемый аппарат подошел к колонии кораллов, мы сразу поняли, что здесь что-то не так. Кораллы были слишком белыми и бурыми, на них словно не хватало цвета, и звезды были очень ломкими на вид. Когда мы навели объективы камер на одну из колоний, я увидел то, чего никогда не видел в других точках залива - множество полипов, переживших катастрофу. Это было то, что мы искали по всему дну залива и надеялись не увидеть", - пояснил один из участников исследовательской группы Чарльз Фишер (Charles Fisher) из университета штата Пенсильвания в городе Юниверсити Парк (США).

Убедившись в существовании негативных эффектов, ученые провели более подробные исследования в декабре 2010 года. На этот раз исследователи лично погружались на дно залива на борту батискафа Альвин и собирали образцы коричневой матери, прилипшей к ветвям кораллов.

Через шесть погружений ученые проанализировали химический состав загрязнителей и определили их происхождение. Для этого Уайт и ее коллеги подсчитали среднюю молекулярную массу бурой "кашицы" со дна залива и сравнили ее с аналогичными показателями для различных сортов нефти. Как и ожидалось, наиболее близким к ней оказалась нефть из скважины Макондо, откуда и велась добыча с Deepwater Horizon.

Как полагают ученые, "эта работа позволит им лучше понимать долгосрочные эффекты утечки на глубинные слои моря и поможет очертить границы зоны вокруг скважины, где утечка сильно повлияла на здоровье местной фауны".